Фрагмент для ознакомления
2
Отметим, что методологические закономерности могут быть выражены в разных формах. Иногда они выражаются в виде коротких предложений. При этом необходимо различать степень обоснованности таких положений - эмпирическая или теоретическая. В последнем случае в их основе лежат закономерности процесса обучения и наиболее важные факты о нем. Следует помнить, что любая закономерность может проявляться только в контексте ее содержания. Кроме того, каждый образец в разной степени охватывает разные вопросы; отражает общие и принципиальные особенности обучения математике. Что же касается методических моделей обучения математике, то это требует, прежде всего, учета типичных особенностей учебного материала в отношении усвоения учащимися, но это не исключает выявления специфики.
Рассмотрим некоторые закономерности, которые находят отражение в преподавании математики. Их знание позволяет прогнозировать результаты обучения математике и с помощью комплекса соответствующих методических средств обеспечивать быстрое развитие учащихся.
Закономерность свертывания действия. Общая схема усвоения сложных действий, формируемая учащимися:
1) вначале при выполнении какого-либо нового сложного задания учащиеся знакомятся с исходными позициями (понятиями, особенностями действий и т. д.), на основании которого устанавливается действие;
2) по мере роста числа упражнений сокращают сформированное действие (все или только некоторые) за счет отбрасывания поддерживающих его положений и промежуточных операций, входящих в это действие;
3) снижение уровня владения осознанности некоторых компонентов используемого учебного материала;
4) у учащихся формируются мысленные связи «коротких цепей» (ассоциаций), которые объединяют начальные и конечные связи формируемого действия;
5) изначально такие связи могут быть истинными или ложными в зависимости от методики обучения;
6) Разные учащиеся нуждаются в неодинаковой подготовке.
Такая закономерность была установлена П.А. Шеваревым, затем она была подтверждена Н.Ф. Талызиной, Б. Б. Коссовым, А.К. Артемовым 16. Это дает основание считать ее общей закономерностью, проявляющейся в обучении математике.
Закономерность «инерции действия». Если развивается конкретный математический навык, учащимся предлагаются упражнения того же типа (например,. повторные) и переменные компоненты; При этом постоянные компоненты делятся на две группы, в каждой группе точное знание компонентов первой группы не является необходимым условием корректной работы, но четкое знание компонентов второй. группа, с другой стороны,. необходимые для выполнения такой работы, то при отсутствии неблагоприятных условий снижается уровень понимания компонентов первой группы, в частности, они могут быть не распознаны учащимися; повышается уровень знаний о постоянных компонентах и переменных компонентах второй группы. В частности, их осведомленность может быть настолько высока, что они сами по себе в то же время полностью определяют меры реагирования учащихся. При этом мысленная связь «короткого замыкания» (ассоциации), образующаяся при этом, часто оказывается ошибочной, ее отражение вызывает ошибки в их работе.
Закономерность возрастания роли несущественных компонентов математических объектов. Если некоторые специфические признаки изучаемых математических объектов неоднократно сочетаются с общими основными признаками одного и того же объекта, то эти отдельные признаки начинают восприниматься как важные, что приводит к ошибкам учащихся (Н. Кабанова-Меллер и др.) [12].
Закономерность обучения в сходных ситуациях. Если усваивается какой-то учебный материал, а через некоторое время (иногда значительное) усваивается аналогичный материал, то для учащихся иная его составляющая является слабым сигналом или не является сигналом. Внешне это проявляется в реакции детей на ранее изученный учебный материал, что приводит к ошибкам в их работе [8].
Закономерность тормозного действия данной функции субъекта. Функция данного предмета в контексте задачи, его внешние признаки или отношения мешают решению (идентификации) другой функции того же предмета (В. И. Зыков), эта закономерность особенно проявляется при решении текстовых задач [12].
Закономерность зависимости условий и операционного состава действий. Изменение условий действия меняет его операционную структуру. Этот образец изготовлен А. Н. Леонтьевым. Эта закономерность имеет большое значение в обучении математике, поскольку условия выполнения одной и той же задачи часто меняются, что приводит к изменению ее операционального состава. Невнимание учителя к такой особенности в деятельности учащихся часто является причиной их затруднений и ошибок.
Закономерность формирования взаимообратных действий. Если формируется прямое движение, то в то же время само обратное движение, как правило, не формируется. Для его формирования требуется специальная подготовка (В. А. Крутецкий, А. К. Артемов) [12].
Использование этих закономерностей в практике преподавания математики является необходимым условием реализации принципа быстрого развития учащихся.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллина, Л. Б. Методические аспекты формирования навыков устного сложения и вычитания у младших школьников / Л. Б. Абдуллина // Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы : Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции, Стерлитамак, 10 апреля 2018 года. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 2018. – С. 4-6
2. Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков Начальная школа. — 1995. — №11. — С. 38-43.
3. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М. : Владос, 2005 (Великолук. гор. тип.). - 455 с.
4. Володченкова А.А. Устный счет как средство формирования у младших школьников навыка внетабличного сложения и вычитания чисел / А.А. Володченкова // Студенческий. – 2020. - №12 -1 (98). – С. 80-81.
5. Ефимова Ю.А. Формирование у учащихся начальной школы навыков сложения и вычитания с использованием игровых методов обучения / Ю.А. Ефимова // Социальные отношения. 2019. - №4 (31). – С. 18-28.
6. Зайцева О. П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа. – 2020 .- №1. - С. 30.
7. Ильина О. Н. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество». — 2021. – С. 45-48.
8. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М: Просвещение. – 1985. – 12 с.
9. Истомина Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах: учебное пособие. - М.: Академия. – 1998. – 56с.
10. Комарова О. Н. Работа по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности на уроках математики. // Начальное образование. – 2005. - №5. – 39 с.
11. Литунова А.Ю. Приемы активизации деятельности младших школьников в процессе формирования навыков сложения и вычитания в пределах 10 / А.Ю. Литунова // Наука и молодежь- 2020: взгляд в будущее. 2020. – С. 577-581.
12. Лысогорова, Л. В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии / Л. В. Лысогорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/109/27007/ (дата обращения: 12.04.2023).
13. Мартынов И. И. Устный счет для школьника, что гаммы для музыканта // Начальная школа. - 2007 - №12 – С. 36.
14. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / Иванов И. А. [и др.] под научной редакцией Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой Москва: Дрофа, 2008.- 2-е изд., испр. и доп. — 416с.;
15. Моро М. И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М. И. Моро, А.М. Пышкало. — М.: Педагогика. - 1977 - 248 с.;
16. Моро, М.И. Математика : Учеб. для 2 кл. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - М. : АСТ, 2008. - 144с.;
17. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика в начальной школе. Оценка знаний. – М.: Вентана-Граф. – 2020. – С. 8-10.
18. Столяр А. А. Методика начального обучения математике / Под общ. редакцией Столяра А.А. и Дрозда В.Л. — Минск Высшая школа, 1988. — 254с.
19. Туйбаева Л. И., Полиева Н. Н. Устный счет как средство развития умственных способностей у младших школьников // Научно-методический журнал «Проблемы педагогики». — 2015. — № 2 (3). — С.23.
20. Царева С.Е. Формирование вычислительных умений в новых условиях / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 51-59.
21. Чернова Л. И. Проблема формирования вычислительных умений и навыков у школьников // Начальная школа. Плюс до и после. – 2019 - №12. – С.35-38.